ЛИНИЯ ДРИКУНГ КАГЬЮ
Дерево Прибежища Дрикунг Кагью
Просто услышав драгоценные учения Кагьюпы, получаешь благословение всего корня линии Лам, и Будд и Бодхисаттв. Даки и Дакини собираются как облака, а защитники Дхармы убирают всевозможные внутренние и внешние преграды. Как лампа рассеивает тьму,так практики этих учений рассеивает ложь тревожащих эмоций. Подобно драгоценности, исполняющей желания, практика этих учений поможет искоренить страсти. Подобно лекарству, нейтрализующему яд, практика этих учений нейтрализует яд моральных осквернений. Подобно достижению сиддхи небесной сокровищницы, практика этих учений дарует безграничный мир и счастье в самсаре и нирване. Подобно прибывающей Луне, все качества улучшаются; подобно восходящему солнцу, делающему невидимым мерцание светлячков, эти учения затмевают даже качества шраваков и прочих; как драгоценное колесо, учения приводят к состоянию всеведения Будды; Как драгоценный слон, который с легкостью тащит тяжеленную ношу, учения рассеивают страдания матерей чувствующих существ, безбрежных как небо; как драгоценное семя, учения позволяют быстро достичь состояния Будды; как дорогой самоцвет, учения освещают мрак неведения; как драгоценный министр, учения дают возможность отличать самсару от нирваны, причину от следствия; как золотая наука алхимии, учения превращают все отрицательное в достижение; подобно царю вселенной, учения позволяют людям и не людям счастливо объединиться, быть свободными даже от мысли о разногласии. Свойства пути, и колеса беспредельного плода тела, речи и мудрого ума нельзя выразить. Вкратце, эта линия учения дает нам возможность обрести обычные и сверхобычные достижения и быстро реализовать полное просветление. Это путь преданности, о котором
Хеваджра Тантра говорит:
Сомозникающую мудрость,
Которую невозможно выразить,
Нельзя нигде найти.
Ее можно только осознать, через абсолютную преданность Ламе и путем личного накопления добродетели.
Учение, которое можно осознать посредством стремления-преданности, и которое нельзя описать словами, передается от уха к уху и от сердца к сердцу. Это то учение, которое Ваджрадхара дал великому святому и эманации, Тилопе, который, в свою очередь, дал его Наропе, который передал его Марпе Лоцаве на юге. Марпа дал его Миларепе, который передал его Дагпо Лхардже (известному как Гампопа). Гампопа так же получил учения от Атиши, который имел три линии: линию глубокого видения, линию всестороннего действия, и линию благословляющего опыта.
Линия глубокого видения была дана Арьей Нагарджуной Чандракирти, который передал ее Ригпе Кхучук, который передал ее Кусали Чева, который передал ее Кусали Чунгва, который передал ее Атише.
Линия всестороннего действия была дана Господином Майтреей Асанге, который дал ее Васубандху, который дал ее Арье Намдрюл Де, который передал ее Сосо’и Кьево Намдрюл Де, который передал ее Чокги Де, Который передал ее Дулвай Де, который дал ее Кхенпо Янгдак Намнанг Зя, который передал ее Сингхабхадре, который передал ее Ринчен Зангпо, который передал ее Гунамитре, который передал ее Ламе Серлингпа, который дал ее Атише.
Линия благословляющего опыта была дана Ваджрадхарой Тилопе, который передал ее Наропе, который передал ее святому Домбипе, который передал ее Атише.
У Атиши было много учеников, но его линия была дана Геше Тонпе, который передал ее Налджорпа Ченпо, который дал ее Геше Ньюкрумпе, который передал ее Гампопе. Так же Геше Томпа дал учение Геше Чен-нгава, который передал его Геше Чья-юлва, который дал его Гампопе.
Гампопа передал учения славному Пхагмодрупе, который дал его Господину Дрикунгпе (Господину Джигтен Сумгену).
От господина Джигтен Сумгена это учение распространилось ко всем великим держателям линии Дрикунг Кагью в центральном, западном и восточном Тибете.
Взято из книги «Великие Учителя Кагью» Кхенчен Кончог Гьялтсена Ринпоче
Своим ученикам Джигтен Сумгон много раз говорил: «В будущем мои учения будут процветать благодаря состраданию и мудрости двух Бодхисаттв, которые подобны солнцу и луне». Держатели трона: Его Святейшество Дрикунг Кьябгон Четсанг подобен солнцу — он является воплощением Ченрезига, божества сострадания; Его Святейшество Дрикунг Кьябгон Чунгцанг подобен луне — он является воплощением Манджушри, божества мудрости.
История перевоплощений Четсанга и Чунгцанга Ринпоче началась в 17 веке. Два младших сына 21-го держателя трона Чогьял Ринчен Пунтсога (1579-1602) — Гьялванг Кончог Ринчен (1590-1654) и Кункхьен Ригзин Чодрак (1595-1659), были последними наследниками трона Дрикунг. Род Кьюра закончился с их смертью. После смерти Кончога Ринчена линия Дрикунгпа начали искать перевоплощение своего держателя трона. С тех пор была установлена система двух держателей трона, старшего (Четсанга) и младшего (Чунгцанга) брата. Кончог Ринчен был признан первым Четсангом Ринпоче, а Ригзин Чодрак первым Чунгцангом Ринпоче.
С тех пор все просветленные активности, благословения и учения всегда хранились в руках двух великих мастеров — держателях линии Дрикунг Кагью — Его Святейшество Дрикунг Кьябгон Чунгцанг и Его Святейшество Дрикунг Кьябгон Четсанга. В нынешних 36-ом и 37-ом их воплощениях они являются одними из самых драгоценных духовных мастеров линии Дрикунг Кагью и прямыми держателями линии Кьобпа Джигтена Сумгона.
Жизнеописание Джигтена Сумгона
У славного Пхагмо Другпы было пятьсот учеников, державших белый зонт, но, как он многократно говорил, его преемником будет упасака, достигший десятого уровня бодхисаттвы. Вот история этого преемника — несравненного великого Владыки Дрикунг, Джиктен Сумгона. Бесчисленное количество кальп назад, Джиктен Сумгон родился как Чакравартин Цибкьи Мукхью. Он стал отцом тысячи принцев, но отрекся от царства и, достигнув просветления, стал называться Тахтагата Лурик Дрёнма. Хотя он уже и достиг просветления, он позже явил себя как бодхисаттва Кюнсар Вангкур Гьялпо. Во времена Будды Кашьяпы, он был горшечником Гакьонгом. Во времена Будды Шакьямуни, он проявился как безупречный Личчави, который был неотделим от самого Будды. Позднее он родился как Ачарья Нагарджуна. Посредством этих перерождений он принёс огромную пользу учениям Будды и бесчисленным существам. Далее, чтобы могла процветать сущность учений Будды, он родился в Тибете в благородной семье клана Кьюра. Его отцом был Налджорпа Дордже, великий практик Ямантаки, а матерью Ракьиса Цунма. Множество удивительных знаков сопровождали его рождение. Он получил учения Ямантаки от своего отца, и уже в возрасте четырёх лет мог писать и читать. Со своим дядей, аббатом Дхармы, великим Радренг Гомченом, почитаемым Кхорва Лунгкхьером и другими, он изучил множество сутр и тантр. В это время его звали Цунпа Кьяб, а позднее Дордже Пал. Приход Джиктен Сумгона был предсказан во многих сутрах и тантрах. Например:
В сутре Йеше Йонгду Гьепа сказано:
- «В северных снежных горах появится существо, зовущееся Ратна Шри. Он принесёт пользу моим учениям и станет знаменит во всех трёх мирах.»
В сутре Гонгду сказано:
- «В местности называемой Дри, источнике Дхармы, в год Свиньи появится Ратна Шри. Он соберёт вокруг себя сотню тысяч полностью посвящённых монахов. После этого он отправится в Будда-поле Нгонга. Там его будут звать Безупречный Белый Сугата и у него будет огромная свита.»
В Гьялпо Кайтхангговорится:
- «На северо-восток от славного Самъе 6 в местности называемой Дрикунг, источнике Дхармы, Царь Трисонг Децен переродится в год Свиньи как Сугата Ратна Шри. Он соберёт вокруг себя сотню тысяч бодхисаттв. Он отправится в Будда-поле Нгонга и будет называться там Безупречный Белый Сугата. В этом Будда-поле он станет совершенным царём.»
Такими ясными были пророчества о нём. Когда Джиктен Сумгон был ещё юн, его отец умер, благосостояние семьи уменьшилось, и он поддерживал её чтением текстов. Однажды ему подарили козла. Когда Джиктен Сумгон вёл его домой, козёл, пытаясь порвать верёвку, протащил его на некоторое расстояние, и отпечатки стоп Джиктен Сумгона остались в скале и поныне. Когда ему было восемь, у него было видение Ямантаки, а когда Джиктен Сумгон медитировал в Циб Лунгмоче, он увидел все явления самсары и нирваны как лишённые реальности, подобные отражениям в зеркале. Даже в Кхаме он был известен как йогин. Джиктен Сумгон добился успеха в практиках Ясного Света и Махамудры (ясность и пустота), и во время сна он бывал в Будда-поле Аракта Падма. От великого Радренг Гомчена он получил все учения традиции Кхадампа, от ламы Лхопа Дордже Ньингпо он получил учения Гухьясамаджи и другие. Однажды когда в Кхаме случился голод, Джиктен Сумгон взял поднесённую ему пищу, и раздал тем, кто голодал, спася таким образом множество жизней.
Многие важные люди начали приходить к Джиктен Сумгону за учениями. Один из них, Гонда Пандита из центрального Тибета, рассказал ему о Пхагмо Другпе. Только лишь от слышания имени Пхагмо Другпы, ум Джиктен Сумгона заволновался как дерево кенгшу под порывами ветра. С огромными трудностями он отправился из Кхама в центральный Тибет. Радуги окружали его на всём пути, а Защитник Дордже Легпа, приняв формы кролика и ребёнка, таким образом служил ему, удовлетворяя все его нужды. Придя к опасному скалистому проходу Кьере, Джиктен Сумгон обнаружил самовозникшую шести слоговую мантру, которая преобразилась в лицо Пхагмо Другпы.
Джиктен Сумгон находился в пути и днём и ночью. Однажды он встретил женщину и мужчину, которые сказали: «Мы пришли из Пхагмо Дру» видя их как эманации гуру, Джиктен Сумгон совершил простирание. Придя в монастырь Пхагдру в полночь, он был приглашён вовнутрь неким кхампой. Когда Джиктен Сумгон встретил Пхагмо Другпу, то тот сказал: «Сейчас все мои ученики здесь » Джиктен Сумгон поднёс учителю рулон шёлка, рулон одежд и своего коня, но Пхагмо Другпа отказался от коня, объяснив это тем, что не принимает животных в качестве подношений. Джиктен Сумгон также поднёс котомку с едой, которую Пхагмо Другпа использовал для подношений Чакрасамваре. Затем Пхагмо Другпа дал Джиктен Сумгону двух частный обет Бодхисаттвы и имя Бодхисаттва Ратна Шри. Как один сосуд наполняет другой, Пхагмо Другпа дал Джиктен Сумгону все учения сутр и тантр.
В это время там жила женщина, которая была эманацией Ваджрайогини. Пхагмо Другпа предложил Таклунг Тхангпе пожить с ней, но тот отказался, не желая оставлять своих монашеских обетов. Из-за этого женщина-эманация умерла. Тогда другой ученик, Лингдже Репа , сделал чашу из черепа этой женщины. Из-за этого он опоздал на собрание, и ко времени его прибытия подношения пищи были уже распределены. Взяв чашу из черепа, он обошёл монахов, получая подношения пищи от каждого из них. Монахи давали ему помалу, а Пхагмо Другпа дал большую порцию, полностью заполнившую собой чашу. Но Джиктен Сумгон дал даже больше, так что горка пищи покрыла чашу из черепа как зонтик. Лингдже Репа тогда снова обошёл собрание, и в это время спонтанно сочинил и спел песню восхваления в двадцати строфах. В конце он остановился перед Джиктен Сумгоном, поднося ему пищу и песню. Начиная с этого момента, Джиктен Сумгон был признан главным учеником Пхагмо Другпы. Однажды, Пхагмо Другпа захотел увидеть, появятся ли какие-нибудь особые знаки в отношении его трёх ближайших учеников, и дал каждому один фут красной материи, из которой надо было сделать медитационную шапку. Таклунг Тхангпа использовал только то, что ему дали. Лигдже Репа добавил кусочек хлопковой материи спереди своей шапки, а Джиктен Сумгон добавил к своему второй фут материи, что сделало его шапку гораздо больше. Это посчитали очень хорошим предзнаменованием. В другой раз, Пхагмо Другпа позвал Джиктен Сумгона с Таклунг Тхангпой и сказал: «Я думаю, что сегодня река Цангпо вышла из берегов. Пожалуйста пойдите и проверьте.» Оба ученика возвратились увидев, что река течет в своём обычном русле, но Джиктен Сумгон, думая что просьба гуру имела некий смысл, ответил ему: «Река вышла из берегов, и центральный Тибет и Кхам ныне полностью затоплены». Это предрекло процветание активностей Джиктен Сумгона, и он стал знаменит как Мастер Взаимозависимого Возникновения.
В это время, в соответствии с предсказаниями сделанными Пхагмо Другпой, Джиктен Сумгон всё ещё имел только лишь обеты упасаки. Однажды, Пхагмо Другпа попросил его остаться после собрания и научил его семи-пунктной позиции Вайрочаны. Дотронувшись до его головы, горла, и сердечного центра, Пхагмо Другпа произнёс три раза «ОМ А ХУНГ» и сказал: «Ты станешь великим медитатором, и я рад этому». Джиктен Сумгон служил Пхагмо Другпе два года и шесть месяцев. За это время он получил от гуру все учения и Пхагмо Другпа сказал, что тот станет его преемником. Во время паринирваны Пхагмо Другпы, сияющий пяти-лепестковый ваджр появилась из его сердечного центра и растворилась в сердечном центре Джиктен Сумгона, что видели также и все другие ученики. Джиктен Сумгон отдал всё своё состояние в пользу монастыря и для построения огромной мемориальной ступы своего гуру.
После этого у Джиктен Сумгона было много других учителей. От Дакпо Гомцула он получил Четыре Йоги Махамудры. Одна женщина пообещала обеспечить его провизией на 3 года, и Джиктен Сумгон желая практиковать полученные наставления, уединился для медитации в пещере Эчунг. За эти три года он обрёл грубое понимание внешнего, внутреннего и тайного аспектов взаимозависимого возникновения. Он понял, что причиной блуждания в сансаре является то, что прана с трудом входит в канал авадхути, и таким образом, практикуя с праной, Джиктен Сумгон лицом к лицу встречался со многими Буддами и Бодхисаттвами, и видел как его ум очищает Шесть Сфер. Далее он отправился в паломничество в Пхагмо Дру и другие святые места.
Возвратясь в пещеру Эчунг, он медитировал концентрируя свой ум. Также точно как мары явились Будде как препятствия во время его просветления, а Церинг Ченга и другие пытались мешать Миларепе, карма Джиктен Сумгона созрела в такой форме, что он заболел проказой. Опечалившись, он думал: «Теперь я должен буду умереть в этом уединённом месте и перенести своё сознание.» Он стал совершать простирания перед изображением Авалокитешвары, которое многократно благословлял Пхагмо Другпа. Во время первого простирания он думал: «Я самый наихудший из всех существ. » Во время второго он думал: «Я получил все учения от своего гуру, включая наставления по бардо и перенос сознания, и поэтому мне не стоит бояться смерти.» Тогда Джиктен Сумгон вспомнил, что другие существа не имеют этих учений, и в нём возникло сильное сострадание. Он стал медитировать в этом состоянии ума, болезнь покинула его, как облака рассеиваются под действием солнца, и в этот момент Джиктен Сумгон достиг состояния Будды. Он практиковал в пещере Эчунг семь лет.
Вскоре после этого, у него было видение Семи Тар. Поскольку он полностью понимал взаимозависимое возникновение, и постиг единство дисциплины (шила) и махамудры, он принял полные монашеские обеты. Начиная с этого момента, Джиктен Сумгон перестал есть мясо. Поскольку Пхагмо Другпа уже назвал Джиктен Сумгона своим преемником, глава монахов монастыря его гуру попросил его вернуться. Став настоятелем монастыря, Джиктен Сумгон настаивал на строгом соблюдении монашеской дисциплины. Однажды какие-то монахи начали говорить» Мы ‘племянники’ Миларепы, и нам должно быть разрешено пить чанг .» С этими словами они напились. Когда Джиктен Сумгон наказал их, они ответили, «Ты сам должен придерживаться обетов не вредить другим.» Тогда Джиктен Сумгон в видении явился Пхагмо Другпа, который сказал: «оставь это старое шёлковое сидение и отправляйся на север. Там ты принесёшь пользу многим живым существам.»
Джиктен Сумгон отправился на север, и по пути, на Ньенчен Тханглха, его приветствовал Защитник этого места. В Намра, царь демонов вместе со свитой приняли от него обеты упасаки, и Джиктен Сумгон оставил для них один из своих отпечатков стопы в качестве объекта почитания. Он давал инструкции по медитации грифам, летающим над его головой, и они практиковали в соответствии с этими наставлениями. Однажды, по слову Джиктен Сумгона, вернулась убегавшая от него лошадь. Он также послал свою эманацию, дабы прекратить войну в Бодхгайе начатую людьми племени Дурука.
Однажды в Даме Джиктен Сумгон дал учения и получил многочисленные подношения. В конце дня, который показался всем очень долгим, он сказал собравшимся: «Сейчас расходитесь по домам», и сразу же наступил рассвет следующего дня. Дело в том, что для того чтобы закончить свою лекцию, Джиктен Сумгон остановил солнце. В горах Намра, Брахма, царь богов, попросил обширных и глубоких наставлений. На обратном пути в Дрикунг, Джиктен Сумгона приняло великое божество Барлха. Дети из Джентханга соорудили для Джиктен Сумгона трон, сидя на котором он давал учения людям этого города. Даже не обладающая умом вода, слушала его наставления и издавала звук «Нагарджуна». Потом он возвратился в Дрикунг Тил. В возрасте тридцати семи лет Джиктен Сумгон основал Дрикунг Джангчуб Линг — самый большой монастырь и главную резиденцию Дрикунг Кагью в Тибете, и назначил Пён Гомпа Дордже Сенге управлять возведением монастыря. Там собралось множество монахов, наслаждаясь дождём глубочайшей Дхармы.
В Тибете есть девять великих Защитников Дхармы. Из них Барлха, Согра, Чупхен, Дуванг, Тердом Менмо и Намгьял Карпо поклонялись Джиктен Сумгону, приняли он него обеты упасаки и пообещали защищать учения и практикующих линии Дрикунг Кагью. Однажды в Дрикунге наступила засуха, и чтобы облегчить ситуацию, Джиктен Сумгон дал 108 кусков бирюзы своему слуге Ринчен Драку, приказав зарыть их в разных местах. Ринчен Драк зарыл почти все, но один кусок оставил для себя, спрятав его в своих одеждах. Зарытая бирюза превратилась в источники воды, а та, что он спрятал, превратилась в лягушку. Испугавшись, Ринчен Драк выбросил её, и пока она падала, он ослеп на один глаз. Там где упала лягушка, появился источник, называемый Чумик Шара. Многие из этих источников иссушил огонь, когда Дрикунг Тил был разрушен в середине четырнадцатого столетия, но некоторые сохранились и по сей день.
В новолуние и полнолуние каждого месяца, Джиктен Сумгон и его монахи совершали церемонию очищения, называемую Соджонг . Однажды, когда некоторые монахи опоздали, и Джиктен Сумгон решил прервать практику, сам Брахма попросил его поддерживать эту традицию, и он согласился. Джиктен Сумгон продолжал заботиться о Денса Тил — своём старом монастыре. Также он посещал Дакла Гампо — монастырь Гампопы. Один раз внутри монастыря из изображения Гампопы к Джиктен Сумгону устремились лучи света, и когда они растворились в нём, Джиктен Сумгон обрёл обычные и особые сиддхи Драгоценности Пространства. Однажды к нему пришли дакини местности Цари, принеся Дакпар Шри — собрание 2800 йидамов на сети из конских волос, и подарили это Джиктен Сумгону. В память Пхагмо Другпы он возвёл ступу со многими дверями и внутрь её поместил 2800 йидамов, сделав дверь для каждого из них. С этого времени и пошла традиция строить ступы таким образом. В своих видениях Джиктен Сумгон встречался с Анандой и обсуждал с ним Дхарму. Однажды Лама Шанг сказал: «В этом году дакини из Уддияны придут приглашать меня и великого Дрикунгпу к себе. Он является Мастером Взаимозависимого Происхождения, и поэтому не должен идти туда, мне придётся отправиться» Вскоре после этого дакини пришли за ним и он умер, но когда они явились приглашать Джиктен Сумгона, он отказался, и дакини изменили свои молитвы с призыва (отправиться с ними) на пожелание гуру долголетия. Далее даки и дакини совершили ему подношения и пообещали заботиться о его учениках.
У Джиктен Сумгона было множество важных учеников, среди них в философии были сильны двое Ченнга, Великий Кхенпо Гурава, Ньё Гьялва Лханапгпа, Гар Чёдинг, Палчен Чёйе, Друбтоб Ньяске, двое Цанг-цанг, Дакпо Дулдзин и другие. Держателями винайи были Тхакма Дулдзин, Дакпо Дулдзин и другие. Геше Кадампы были Кьё Дордже Ньингпо и другие. Переводчиками были Нуп, Пхакпа и другие. Тантриков возглавляли Тре, Нгок и другие. Йогинов возглавляли Дудси, Белпо и другие. Всегда когда учил Джиктен Сумгон, появлялись радуги и божества сыпали с неба цветы. Мачен Помра и другие Защитника слушали его учения, а цари Тибета, Индии и Китая были ему глубоко преданы. В то время у Джиктен Сумгона было 55525 последователей. Для того чтобы прокормить этот океан учеников, покровителями монастыря стали Матро, Царь Нагов и источник всего богатства Джамбудвипы.
Возле Дрикунг Тила была скала, называемая Львиное Плечо, в которой Джиктен Сумгон увидел мандалу Чакрасамвары . Он основал там монастырь, и для принесения пользы существам посредством распространения учений, Джиктен Сумгон построил другую ступу со многими дверьми, используя для этого специальные методы. Тогда же он отремонтировал и монастырь Самъе. Пять Божеств Чакрасамвары была у Джиктен Сумгона главной практикой йидама, и временами он проявлялся в этой форме для усмирения наиболее проблематичных учеников. Когда в Миняке в восточном Тибете началась война, он защитил тамошних людей своей удивительной силой. Число его учеников увеличилось до 70000. Многие из самых способных достигли просветления за одну жизнь, менее способные достигли различных Бхуми, а все остальные поняли, по крайней мере, природу собственного ума. В одном из предсказаний о Джиктен Сумгоне говорится:
- «Соберутся сто тысяч воплощённых (тулку) — великих существ.»
Здесь «тулку» означает, что они являются монахами и придерживаются совершенной дисциплины, а «великие существа» — что все они являются бодхисаттвами. В других жизнеописаниях говорится, что за одно мгновение Джиктен Сумгон может побывать в Будда-полях, увидеть Будд, таких как Амитабха или Акшобхья, и получить от них учения. Сам Джиктен Сумгон говорил, что тот, кто побывал в Лайеле в Дрикунге, будут освобождены от рождений в низших мирах, а кто обращался к нему с молитвой, будучи далеко или близко, будут благословлены и их медитация станет более стабильной. Он также говорил, что все существа, живущие в горах Дрикунга, даже муравьи, не родятся больше в низших мирах. Из сущности учений сутр и тантр, Джиктен Сумгон выбрал наставления, записанные его учеником Ченнга Шерабом Джунгне (Ченнга Дрикунг Лингпа) в виде текста «Гонг Чик», в котором содержится 150 пунктов и сорок дополнений.
Однажды царь нагов по имени Мелтро Зичен посетил Дрикунг для получения учений. Джиктен Сумгон послал своим ученикам письмо с просьбой переждать это время в отшельничестве, дабы те из них, кто обладают магическими способностями, не нанесли вреда нагу, а тем, у кого таких способностей нет, самим бы не был причинён вред. Это послание получили все, кроме Махасиддха Гар Домпы, который медитировал в глубине своей пещеры. Когда нага прибыл, он издал громовой звук, который слышали все, включая и Гар Домпу. Гар Домпа вышел из пещер, чтобы посмотреть что происходит, и увидел ужасающую тёмно-синюю змею, чья длинна была такова, что можно было бы окружить монастырь три раза, и чья голова смотрела в окно во дворце. Не разобравшись, Гар Домпа подумал, что нага приползла, чтобы нанести вред его гуру, и поэтому превратившись в гигантскую гаруду, прогнал нагу прочь. В Ролпа Транге есть гладкий, ясный отпечаток, оставленный гарудой, когда она села на скалу. Около реки Кьюнг-Нгар Гел есть следы оставленные и нагой и гарудой.
Цейлонский архат, последователь Будды, услышав, что Махапандита Шакья Шри Бхадра отправляется в Тибет, дал брату Маха пандиты белый лотос, попросив его передать это Махапандите, дабы он, в свою очередь, отдал бы его Нагарджуне в Тибете. Когда Шакья Шри Бхадра прибыл в Тибет, он многих посвятил в монахи, но не знал где искать Нагарджуну. Принимая в монахи, он также выдавал монашеские одежды, и однажды обычный ученик Джиктен Сумгона получив от него монашеский сан, попросил рясу, но ему сказали, что одежд больше не осталось. Однако он настаивал. Один из слуг Шакья Шри Бхадры вытолкнул его прочь, он упал, и кровь пошла у него из носа. До того как это произошло, Шакья Шри Бхадра каждый день во время повторения семичастной молитвы видел Тару, но в течении шести дней следующих за этим случаем, он её не видел. Когда же на седьмой день она появилась, она сидела к Шакья Шри Бхадре спиной. «Что я сделал не так?» — спросил он её.
«Твой слуга избил ученика Нагарджуны», — ответила она — «и разбил ему нос до крови». Когда он спросил как можно очистить этот проступок, Тара ответила «Сделай столько монашеских одежд сколько тебе лет, и поднеси их полностью посвящённым монахам у которых их нет.» Шакья Шри Бхадра разыскал прогнанного монаха. Узнав имя его учителя, он понял, что Джиктен Сумгон является воплощением Нагарджуны. Шакья Шри Бхадра послал одного из своих слуг поднести Джиктен Сумгону белый лотос. В ответ, Джиктен Сумгон послал множество подношений от себя лично, и попросил Шакья Шри Бхадру посетить Дрикунг, но Махапандита приехать не смог, хотя ответил многими стихами восхваления. Уверившись, что Нагарджуна, для искоренения ошибочных взглядов переродился как Джиктен Сумгон и учил в Тибете, Шакья Шри Пандита не видел более необходимости встречаться с ним лично.
В те времена Тибет посещали многие менее знаменитые пандиты. Один из них, которого звали Би Бхути Чандра, сказал: «Давайте иметь дело с Кхадампами. Последователь Махамудры учит ерунде.» Шакья Шри Бхадра ответил:»Не говори так,» — и пересказал ему вышеизложенную историю. «Поскольку Джиктен Сумгон является великим учителем, ты должен извиниться перед ним за то, что говорил такие вещи» — продолжал он. Тогда Би Бхути Чандра отправился в Дрикунг, попросил извинений, и создал изображение Чакрасамвары на горе Синпори.
Однажды великий учёный по имени Дру Кьямо, пришёл в Дрикунг из Сакьи, чтобы вступить в дебат с Джиктен Сумгоном. Когда он увидел лик гуру, то увидел в нём самого Будду, а двух его главных учеников — Ченнга Шераба Джунгне и Ченнга Дракпа Джунгне — увидел как Шарипутру и Маудгальяну. После этого он уже не мог дебатировать с Джиктен Сумгоном. Его преданность полностью раскрылась, и он стал одним из главных учеников Джиктен Сумгона. Позже его стали звать Нгордже Репа, и он, в качестве комментария на учения Джиктен Сумгона, написал текст «Тхегчен Тенпей Ньингпо».
Количество учеников Джиктен Сумгона продолжало возрастать, и в один из ритритов сезона дождей, для того, чтобы подсчитать количество принимающих в нём участие монахов, было роздано 100000 «палочек дисциплины». Вскоре после этого 2700 монахов были посланы на Лабчи, столько же на Цари и Гору Кайлаш, но всё же в Дрикунге снова собралось 130000 монахов. Кармапа Дюсум Кьенпа прибыл в Дрикунг после посещения Даклха Дакпо. В Бам Тханге, что уже в Дрикунге, он был тепло принят Джиктен Сумгоном и его учениками. Тогда Кармапа увидел Джиктен Сумгона как Будду, а двух его главных учеников как Шарипутру и Маудгальяну в окружении Архатов. Когда они возвратились в главный зал собрания, Серкханг, Кармапа снова увидел Джиктен Сумгона как Будду, а два его ученика проявились как Майтрейя и Манджушри в окружении Бодхисаттв. Таким образом Дюсум Кьенпа выказал огромную преданность и получил множество учений. Он также увидел всю местность Дрикунг как Мандалу Чакрасамвары.
В определённое время возник вопрос, кто будет держателем Линии после смерти Джиктен Сумгона. Сам он доверял многим своим ученикам, но долгое время он думал, что преемственность должна перейти кому-то из его семейного клана Другьал Кьюра. Поскольку сам Джиктен Сумгон родился в Кхаме, он послал одного из своих учеников Палчен Шри Пхукпу, чтобы тот учил членов семьи Джиктен Сумгона. Показывая чудесные способности и рассказывая о репутации своего гуру, Палчен Шри Пхукпа учил дядю Джиктен Сумгона Кончок Ринчена, его сына Анье Атрака и всех внуков. Когда они стали выказывать интерес, то переехали в Центральный Тибет. О них рассказывается в книге Золотая Гирлянда Дрикунг Кагью.
Однажды Джиктен Сумгон попросил своего ученика Гар Чёлинга пойти к мосту Соксум и совершить подношение тормы живущим в воде нагам. «У нас для тебя особый подарок,» — сказали ему наги. Царь нагов по имени Сокма Ме поднёс Гар Чёлингу зуб Будды и три особых драгоценных камня. Говорят, что этот зуб был взят царём нагов Драдроком в качестве объекта почитания. Это был тот самый наг, который обычно жил в местности Магадха, но через подземные вороты мог добираться и до Соксума. Гар Чёлинг поднёс зуб и драгоценные камни Джиктен Сумгону, и тот сказал: «Хорошо когда собственность возвращается к своему хозяину», подразумевая, что некогда этот зуб принадлежал ему самому. «Пусть тот кто богат сделает моё изображение и поместит этот зуб в его сердце». Для того, чтобы создать эту статую был приглашён искусный скульптор из Китая, и зуб был помещён в неё как реликвия. Джиктен Сумгон освящал эту статую сотни раз. Её поместили в Серкханг и стали называть Серкханг Чёдже (Владыка Дхармы из Серкханга). Сила её благословения считается равной силе благословения самого Джиктен Сумгона. Она разговаривал со многими хранителями святилища, а ламу по имени Дава научила Шести Йогам Наропы. Позже Дрикунг был уничтожен огнём, и эту статую для сохранности зарыли в песок. Когда Дрикунг Кьябгён вернулся чтобы восстановить монастырь, и стали искать статую, то она сама показалась из песка со словами «я здесь». Таким образом, это изображение было наделено огромной силой. В то время Гар Чёлинг создал множество других изображений Джиктен Сумгона. Когда Джиктен Сумгон стал совсем старым, и не мог часто посещать Дебса Тил, то он послал туда Ченга Дракпа Джунгне в качестве своего Ваджрного Регента, и того во всём сопровождал успех. Под руководством Панчен Гуйя Кангпы, Джиктен Сумгон послал 55525 учеников к горе Кайлаш. Под руководством Геше Йакру Палдрака, 55525 учеников отправились к Лабчи . 55525 во главе с Дордзин Говоче были посланы в местность Цари . Даже во времена Чунгпо Дордже Дракпы — четвёртого преемника Джиктен Сумгона — в Дрикунге было 180000 учеников.
Однажды, отправившись в пещеру Дордже Лхокар, Джиктен Сумгон решил, что та слишком мала и растянул её, заставив увеличиться внутри, оставив при этом на скале отпечатки своих одежд. Поскольку в пещере было слишком тёмно, он при помощи палки проделал в скалах окна. Джиктен Сумгон сделал полки в скале для хранения имущества. Всё это можно видеть совершенно ясно и сейчас.
Когда однажды Джиктен Сумгон заболел, ему в видении явился Пхагмо Другпа и научил его йогической технике, с помощью которой тот выздоровел. Своих многочисленных учеников Джиктен Сумгон учил согласно их нуждам, а некоторым, согласно их предрасположенностям, дал наставления по практике Восьми Херук традиции Ньингма. Незадолго до конца своей жизни, Джиктен Сумгон предсказал упадок Линии Дрикунг. Взяв маленькую палочку, которой чистил зубы, он воткнул её в землю и сказал: «Когда эта палочка достигнет оперделённой длинны, я вернусь». Это предсказало приход Гьялвы Кунга Ринпочена — 15-го преемника Джиктен Сумгона. Джиктен Сумгон просил стать своим непосредственным преемником Ченга Шераба Джунгне, но тот из скромности отказался. Тогда он попросил Великого Кхенпо, Гураву Цултрима Дордже, и тот согласился.
В возрасте семидесяти пяти лет в год Огненного Быка, Джиктен Сумгон, для вдохновения тех кто ленится по отношению к Дхарме, вступил в паринирвану. Его тело кремировали на тринадцатый день месяца Вайшака. Божества создали облака подношений и цветы сыпались с неба на землю, так, что покрыли её до уровня колен. Его череп остался совершенно не тронут огнём, и мозг Джиктен Сумгона проявился как Мандала Шестидесяти Двух Божеств Чакрасамвары. Изображение было столь чётким, как будто бы было творением искусного художника. Его сердце, также не тронутое огнём, приобрело изумительный золотой цвет. Это указывает на то, что Джиктен Сумгон был эманацией самого Будды. Также проявились и прочие бесчисленные реликвии.
После смерти Джиктен Сумгона, большинство похоронных забот взял на себя Ченнга Шераб Джунгне, даже несмотря на то, что ранее он отказывался стать преемником Джиктен Сумгона. Он отправился на гору Сенге Пхунгпа, чтобы посмотреть Мандалу Чакрасамвары, и увидел там Джиктен Сумгона. Так он понял, что памятная ступа должна быть воздвигнута именно там. Джиктен Сумгон, снова явившись ему в видении на горе Пещеры Самадхи, сказал: «Сын мой, в том, что собираешься делать, всегда следуй моим намерениям». После этого он исчез. Согласно его пожеланиям, Ченнга Шераб Джунгне соорудил Ступу Многих Дверей, зовущуюся «Мудрец, покоритель Трёх Миров». В эту ступу он поместил сердце и многие другие реликвии. Следуя намерениям гуру, он воздвиг Ступу «Тело-Сушность, Украшение Вселенной», которая была сделана из глины, смешанной с пылью из драгоценных камней, шафраном и различными благовониями. В эту ступу он поместил череп и мозг Джиктен Сумгона, вместе со многими другими реликвиями, включая тексты Винайи, принесённые из Индии Атишей, и 100000-строфной Праджняпарамиты.
Сейчас Джиктен Сумгон пребывает в Великом Восточном Всеохватывающем Будда-Поле, окружённый бесконечным числом учеников с земли, кто умер с сильной преданностью к нему. Когда такие люди умирают, они сразу же рождаются там, и Джиктен Сумгон мягко возлагает свою руку на их головы, давая благословение и приветствуя их там.
Взято из книги Молитвенные флаги: Жизнь и духовные учение Владыки Джиктена Сумгёна
Мудрость Ачи Чокьи Дролмы
Говоря о линии Дрикунг Кагью, нельзя не упамянуть и об Ачи Чокьи Дролма, которая появилась, как великая защитница учений Будды, эманация Ваджрайогини, воплощение мудрости и сострадания всех Будд. Она родилась долгожданным ребенком в одной семье в Шото, в местности Дрикунг (центральный Тибет) около XI века. Рождение сопровождалось большим количеством особых знамений. Маленькая, она часто повторяла мантру Тары, а в возрасте трех лет стала учить ей других. Когда она выросла, многие хотели женится на ней, но она отклоняла все предложения, говоря: «Я отправлюсь в Кхам (восточный Тибет), там живет великий йогин, происходящий из благородного рода Кьюра, я выйду замуж за этого йогина и наши сыновья и их потомки будут выдающимися личностями, которые смогут принести благо всем живым существам, распространяя сущность учений Дхармы».
Так все и произошло, они встретились, поженились и стали жить вместе, у них появились четыре сына: у одного из них — Пекара Вангьяла так же было четыре сына, один из которых — Налджор Дордже стал отцом великого Дрикунгпы Ратнашри Джигтен Сумгона, реинкорнации Нагарджуны.
Позднее Ачи Чокьи Дролма сказала: «Я намеренно приняла рождение в сансаре, чтобы выполнить свое обещание защищать учение Будды и принести пользу всем живым существам». И она по-прежнему демонстрирует бесчисленное количество проявлений в разные времена и в разных измерениях, и дарует обыкновенные и превосходные сиддхи своим последователям.